Размерчик не тот, или как уложиться в бюджет проекта


На слуху много разных поговорок на тему денег и того, как они влияют на судьбу: «скупой платит дважды», «по доходу и расход» и прочие народные премудрости. О том, насколько реально уложиться в выделенные на всё про всё средства, мы поговорили с основателем и генеральным директором компании «ВАЛЬТЕР Констракшн» Евгением Вальтером.

Евгений Вальтер, генеральный директор ООО «ВАЛЬТЕР Констракшн»


— Евгений, деньги всегда были и остаются темой весьма острой. Что должен сделать генподрядчик, чтобы уложиться в договорную стоимость, согласованную на входе в проект?


— Если два ключевых участника проекта, заказчик и генподрядчик, ведут себя открыто и честно, идут к одной цели, то, по моему опыту, это серьёзно способствует тому, чтобы контролировать бюджет проекта как следует. Мы совсем недавно провели профессиональный опрос, и на вопрос о ключевых проблемах при реализации проектов вторым по популярности ответом был как раз вариант «изначально заниженная стоимость». Причин тому много, начиная от некомпетентной первоначальной оценки затрат и заканчивая попыткой войти в бюджет, спущенный «сверху».

Для ряда строительных компаний «заскочить» на проект по низкой тендерной цене с полным пониманием реальной стоимости — это хитро выстроенная стратегия. Как работать в таких случаях? Добиваться проведения большого количества переговоров и по косточкам разбирать каждое техрешение с одной целью — чтобы на этапе тендера при большом количестве неизвестных максимально точно оценить будущую стоимость этих «иксов» и «игреков».


В нашей практике есть случай, когда первоначальный бюджет проекта занизили в два раза, и тендер могли попросту свернуть до лучших времён. Только совместная работа с заказчиком позволила избежать этого и выйти на реальную стоимость работ. Да, она серьёзно подросла, но стала обоснованной.


— Ошибки в оценке затрат — это проблема только российских проектов или она имеет международный масштаб?


— Думаю, второй вариант ближе к истине. Давайте вспомним аэропорт в Берлине — Бранденбург, открытие которого состоялось в конце октября. Его не зря прозвали «кладбищем миллиардов» — перерасход по проекту составил 4 млрд евро. Могу предположить, что в реализации проекта были задействованы лучшие специалисты мирового уровня, но даже это его не спасло. На стройках по-прежнему трудятся люди, и человеческий фактор со счетов не спишешь.


— Вы упомянули результаты опроса. А какой самый популярный ответ на вопрос о ключевых проблемах при реализации проектов в сфере строительства?


— Сметное ценообразование, оторванное от жизни. Конечно, эта проблема может быть решена в рамках инвестпроекта. Например, заказчик с генподрядчиком договариваются о применении единичных расценок: условно говоря, куб бетона или одна тонна металлоконструкций «под ключ» стоит 100 рублей. Смонтировали 100 тонн или залили 100 кубов — получили 10 000 рублей. В этом случае всё прозрачно, каждый на стройке и в бэк-офисе понимает, как считать объёмы закрытия, выполняет ли генподрядчик производственный план и т. п.


Простота во всём, а главное — в коммуникациях и цепочках согласований. К этому и нужно стремиться везде, не только на стройке. «Сложно» созвучно со словом «ложь». И если внимательно присмотреться к той области деятельности, где всё очень сложно, то, как правило, можно обнаружить различные хитрые схемки и интрижки.

Зачастую целый проект может пострадать от некорректного поведения всего лишь одного звена в цепочке. Если по каким-то причинам выйти на единичные расценки невозможно, самый эффективный путь — введение в действие правил документооборота между заказчиком, генподрядчиком и подрядчиком.

Я много лет работал в структуре заказчика и знаю, сколько времени съедают согласования, например, технических решений. Так вот, я просто ввёл правило: с даты поступления от подрядчиков техрешения должен проходить максимум один день. И все были довольны, а главное — уверены, что не придётся останавливать маховик на стройке.


Однако бывает и так, что в тупик попадаешь из-за крайней степени формализма и бюрократии: например, есть у тебя по сметам определённая сумма. В ходе подготовки проекта ты понимаешь, что нужно их перераспределить в рамках имеющихся статей. Разрабатываешь предложение, приносишь заказчику, а он в ответ: «Так нельзя, нужно открывать новый тендер».

— На этапах проектирования и администрирования наверняка тоже не всё гладко — что об этом говорят результаты проведённого вами опроса?

— Как ни печально, проблемы здесь всё те же, что и 10, и 20 лет назад: ограниченное количество высококвалифицированных рабочих и ИТР, отсутствие опыта управления строительством. За годы работы в инвестиционном строительстве какие только структуры управления я не встречал: и семейный бизнес, и когда инвестор нанимал дорогую команду со стороны, и когда на реализацию проекта ставили людей с производства, и когда приглашали иностранцев, которые впервые на проекте узнавали, что такое смета.


Что я заметил: на стройке большие проблемы с общением. И речь не о деловом документообороте — это оставим юристам. Я о простом человеческом общении: нужен тебе кран — подошёл к соседу-подрядчику, зафиксировали цену, время и пошли работать. У нас не всегда так, к сожалению.


Нужно учиться открыто и честно говорить о своей проблеме, предлагать взаимовыгодное решение. На стройке работают люди: сегодня кран нужен мне, завтра будет нужен тебе. Честное, открытое своевременное личное общение — вот наш главный инструмент. Сегодня это работает лучше, чем любые программные продукты.



https://forestcomplex.ru/finasy-2/razmerchik-ne-tot-ili-kak-ulozhitsya-v-bjudzhet-proekta/


Просмотров: 17