Размерчик не тот, или как уложиться в бюджет проекта.



На слуху много разных поговорок на тему денег и того, как они влияют на судьбу: «скупой платит дважды», «по доходу и расход», и прочие народные премудрости. О том, насколько реально уложиться в выделенные на всё про всё средства, мы поговорили с основателем и генеральным директором компании «ВАЛЬТЕР Констракшн» Евгением Вальтером.




– Евгений, деньги всегда были и остаются темой весьма острой. Что должен сделать генподрядчик, чтобы уложиться в договорную стоимость, согласованную на входе в проект?

– Если два ключевых участника проекта, заказчик и генподрядчик, ведут себя открыто и честно, идут к одной цели, то, по моему опыту, это серьёзно способствует тому, чтобы контролировать бюджет проекта как следует. Мы совсем недавно провели профессиональный опрос, и на вопрос о ключевых проблемах при реализации проектов вторым по популярности ответом был как раз вариант «изначально заниженная стоимость». Причин тому много, начиная от некомпетентной первоначальной оценки затрат и заканчивая попыткой войти в бюджет, спущенный «сверху».

Для ряда строительных компаний заскочить на проект по низкой тендерной цене с полным пониманием реальной стоимости — это хитро выстроенная стратегия. Как работать в таких случаях? Добиваться проведения большого количества переговоров и по косточкам разбирать каждое технологическое решение с одной целью — чтобы на этапе тендера при большом количестве неизвестных максимально точно оценить будущую стоимость этих «иксов» и «игреков».

В нашей практике был случай, когда первоначальный бюджет проекта занизили в два раза, и была высокая вероятность того, что тендер попросту свернут до лучших времен. И только совместная работа со специалистами фирмы-заказчика позволила избежать этого и выйти на реальную стоимость работ. Да, она серьёзно подросла, но стала обоснованной.

Однако так происходит далеко не всегда — заказчики и инвесторы бывают не готовы смотреть правде в глаза. Многие заходят в строительство с бюджетом, оторванным от реальности, в итоге получают колоссальное расстройство и скатываются в огромную инвестиционную яму.

– Ошибки в оценке затрат — это проблема только российских проектов или она имеет международный масштаб?

– Думаю, второй вариант ближе к истине. Давайте вспомним аэропорт Берлин — Бранденбург, открытие которого состоялось в конце октября. Его не зря прозвали «кладбищем миллиардов» — перерасход по проекту составил 4 млрд евро. Могу предположить, что в реализации проекта были задействованы лучшие специалисты мирового уровня, но даже это его не спасло. На стройках по-прежнему трудятся люди, и человеческий фактор со счетов не спишешь.

– Вы упомянули результаты опроса. А какой самый популярный ответ на вопрос о ключевых проблемах при реализации проектов в сфере строительства?

– На самом деле, проблема сметного ценообразования, конечно, же может быть решена в рамках того или иного инвестпроекта: например, Заказчик с генподрядчиком договариваются о применении единичных расценок: вот, куб бетона или одна тонна металлоконструкций "под ключ" стоит 100 рублей.

В итоге все просто: смонтировали 100 тонн или залили 100 кубов - получили 10 тысяч рублей. В этом случае все прозрачно и очень просто: каждый на стройке и в бэк-офисе понимает, как считать объемы закрытия, выполняет ли генподрядчик производственный план и т.п. И никто не лезет в то, сколько у тебя кран работал, сколько людей на площадке было, сколько денег ты потратил им на заработную плату - все эти вопросы отпадают.

Простота во всем, а главное в коммуникациях и цепочках согласований - вот то, к чему нужно стремиться везде, не только на стройке. Слово "сложно" происходит от слова "ложь". Если внимательно присмотреться на ту область деятельности, где все очень сложно, как правило вылазят различного рода схемки и интрижки. Зачастую целый проект может страдать от некорректного поведения всего лишь одного звена в цепочке. Возвращаясь к вопросу: Мое мнение, что нужно стараться выходить на единички. Если же это по каким-то причинам невозможно, самым, на мой взгляд, эффективным способом является разработка и введение в действие правил в части документооборот между заказчиком, генподрядчиком и подрядчиком. Я много лет работал в структуре Заказчика и не понаслышке знаю, сколько времени съедают, к примеру, согласования технических решений. Так вот, я просто ввел правило: с даты поступления от подрядчиков технического решения должен проходить максимум один день. Работало как часы. Все были довольны, а главное уверены в том, что не придется останавливать маховик на стройке.

Однако бывает и так, что попадаешь в тупик из-за крайней степени формализма и бюрократии: например, есть у тебя по сметам определенная сумма - 100 рублей.

В ходе проекта выходишь на то, что в рамках статей нужно эти 100 рублей перераспределить, не выходя за рамки бюджета. Разрабатываешь предложение, приносишь Заказчику, а Заказчик в ответ - так нельзя, нужно новый тендер открывать в таком случае. Это, конечно же, крайние меры, но и они имеют место быть.

– На этапах проектирования и администрирования наверняка тоже не всё гладко — что об этом говорят результаты проведённого вами опроса?

На тему администрирования и проектирования можно говорить часами) Если по существу, то, как ни печально, проблем все те же, что и 10, и 20 лет назад: ограниченное количество высококвалифицированных рабочих и ИТР и отсутствие опыта управления строительством. За годы работы в инвестиционном строительстве каких только структур управления я не встречал: и семейный бизнес, и когда инвестор нанимал дорогую команду со стороны, и когда на реализацию проста ставили людей с производства, и когда приглашали иностранцев, которые впервые на проекте слышали, что такое смета и с чем ее едят. Что заметил я: то ли от того, что у нас занятие такой непростое: промышленные объекты строить, еще и на инвестиционные деньги, то ли по како-то иной причине, на стройке большие проблемы с общением. Я сейчас говорю не о правилах делового документооборота: это оставим юристам. Я о простом человеческом общении: нужен кран - подошел к соседу-подрядчику, попросил, тот дал, зафиксировали цену, время и пошли работать. У нас не всегда так, к сожалению.

Единственный способ - общаться, открыто, честно говорить о своей проблеме и предлагать взаимовыгодное решение. На стройке люди работают: сегодня кран нужен мне, завтра будет нужен тебе. Нашему пиарщику как-то сделали замечание, что не комильфо писать о проблемах на страничках в соцсетях. Зато это честно. Напомаживать губы сегодня - дело нехитрое. Только вот когда дело касается реальной жизни, она не всегда такая радужная, как на страничках в соцсетях или на сайтах строительных компаний. Честное, открытое, своевременное личное общение - вот тот инструмент, которым мы учимся пользоваться. Не скрою, чтобы хоть как-то научиться держать этот инструмент в руках, надломали немало дров. Зато сегодня это работает лучше, чем любые программные продукты.

Есть вопросы?

Звоните +7(499) 646-01-23

  • Instagram
  • Vkontakte - черный круг
  • Facebook