Сварка на барабане

Пост обновлен июль 2


Андрей Андреев:


— Барабан №1207 — шестой для нашей группы сварщиков. Все — аттестованные НАКС высококлассные специалисты, имеют большой опыт работы с такими конструкциями и хорошо себя зарекомендовали. По этой причине изготовитель оборудования — «Андритц» — приглашает их на объекты, где планируется монтаж подобных изделий. Например, мы участвовали в сборке окорочных барабанов в Братске. Там, кстати, по согласованию с «Андритц» мы работали не двумя тракторами одновременно, а четырьмя. Эту же технологию мы применили в Усть-Илимске и предложили таким же образом варить не только кольцевые и продольные швы, но и линии «окорников».


На окорочном оборудовании древесно-подготовительного производства в Усть-Илимске завершаются сварочные работы.

Валерий Федюков, главный сварщик проекта «Строительство ЦКК в Усть-Илимске»: — Автоматическая сварка под флюсом в 40 раз производительней, чем ручная дуговая: один трактор заменяет 40 сварщиков. При этом и качество гораздо выше. Люди, работающие здесь, — профессионалы, с большим опытом выполнения именно такого вида работ. Все, естественно, имеют аттестацию НАКС первого уровня. Аттестовано и оборудование, которым они работают. Вообще, сейчас на площадке ведется огромное количество сварочных работ. Выделить главный объект не могу. Есть уникальные — башни хранения целлюлозы, например, варочные котлы, котёл СРК, пропиточные колонны, выпарные аппараты. А важны все одинаково.


Подготовка околошовной поверхности. Температура прогрева металла — 100 градусов.






Все сварщики, работающие наверху, пристегнуты страховочными поясами к «линии жизни» — так они называют страховочный канат, натянутый вдоль барабана. К «линии жизни» прикреплены четыре сварочных трактора и другое оборудование.



Окорочные барабаны в единую конструкцию собирали постепенно последние несколько месяцев: вначале укрупненную сборку обечаек проводили в специальных шатрах, где были созданы необходимые условия для проведения сварочных работ. Затем оба барабана поместили в еще большие по размерам теплые ангары, чтобы выполнить самый главный этап — автоматическую сварку тракторами. — Диаметр каждого барабана — более 5 метров, длина — 39 метров, толщина свариваемого металла — до 45 миллиметров, — говорит Андрей Андреев, главный сварщик «Вальтер Констракшн» — подрядчика, занятого на этих работах. — Мы начали с барабана №1207. Применяем автоматическую сварку под флюсом, она дает высокое качество и высокую скорость. Выглядит это так: огромный окорочный барабан стоит на роликах — специальных вращателях, применяемых при выполнении сварочных работ на подобных конструкциях. Ролики вращаются со скоростью 60 см/мин, поворачивая барабан. Тракторы находятся либо внутри него, либо сверху, на барабане, и тоже едут со скоростью 60 см/мин, но в противоположную сторону. Рядом с тракторами — сварщики, контролирующие процесс. — Задача сварщиков — корректировать скорость вращения барабана и скорость тракторов, — говорит Андрей Андреев, — потому что сварка должна выполняться в нижнем положении. На данный момент все швы внутри проварены, мы работаем снаружи. Поэтому тракторы и люди — на барабане. Сам процесс сварки металла проходит на максимально «высокой» точке барабана, чтобы трактор находился «в уровне» относительно земли: только так можно добиться наилучшего качества соединения. Сварку выполняют одновременно четыре трактора. По сравнению с ручной дуговой сваркой скорость работ увеличивается в разы. Внутри барабана несколько человек газовыми горелками прогревают металл. Как пояснил Андрей Андреев, околошовную поверхность надо подготовить. — Это очень важно. Во-первых, потому, что толщина металла — достаточно большая, а прогрев снижает развитие напряжений, способствуя равномерному расширению и сжатию между сварным швом и основным металлом. Во-вторых, потому, что эксплуатироваться барабаны будут в непростых сибирских условиях, нагрузка будет большая, прогрев же позволяет создать соединение с большей устойчивостью к образованию трещин. Ну а в-третьих — так предусмотрено технологией поставщика оборудования. При выполнении работ не должно быть ни слишком быстрого нагрева, ни слишком быстрого охлаждения металла. Температуру измеряют бесконтактными термометрами — она должна достичь 100 градусов. Для соблюдения технологии построены и сами ангары — они укрывают от ветра и осадков и задерживают тепло. А если сейчас, в морозы, варить холодный металл, велика вероятность образования внутри него трещин. В ходе эксплуатации они будут разрастаться и дадут о себе знать. — У нас такого не произойдет, — успокаивает главный сварщик. — Мы работаем по международному стандарту ISO 5817, регламентирующему проведение такого рода сварочных работ, и на всех этапах процесс контролирует аттестованная лаборатория неразрушающего контроля. После завершения каждого этапа ее специалисты проводят визуальный измерительный контроль. Если отметят какие-либо участки, вызвавшие у них сомнения, мы приведем их в соответствие стандарту. Затем лаборатория выполняет ультразвуковой контроль — это напоминает процедуру УЗИ в поликлинике. Дефектоскопист специальным прибором «смотрит» шов, в нашем случае прибор настроен на глубину контроля 45 миллиметров. Если внутри шва нет дефектов, газовых, шлаковых включений, работа принимается. Если есть сомнения, шов назначается в ремонт. Но у нас такого еще не было, а этот барабан — уже шестой для нашей команды сварщиков.

Я спросила Андрея Андреева, какой шов на барабанах главный. Оказалось, что самого главного нет, все важны и все должны быть выполнены одинаково качественно. — Кольцевые швы можно назвать «ответственными», — говорит главный сварщик «Вальтер Констракшн». — Во время эксплуатации на них придется самая большая нагрузка. Видите, на барабане есть опорные кольца — при вращении они дадут дополнительную жесткость конструкции. Не менее важно выполнить качественно и продольные швы — они идут вдоль всего барабана. Вообще на каждый шов приходится 20 проходов трактора: 10 — изнутри, 10 — снаружи. Общая длина проходов на одном барабане — более девяти километров.

На данный момент готовность барабана №1207 — 40 процентов. После сварки обечайки внутри него установят и сварят 18 «окорников» — стальных квадратных балок. Они-то и будут выполнять окорку. Сборку 1207-го должны завершить в мае. А барабан №1107 ждет своего часа, пока его собирают в единую конструкцию. Главный сварщик «Вальтер Констракшн» сказал, что начало работ на нем запланировано на конец марта, а завершение — на июнь.



Наталья Фирсова











Просмотров: 20